КЖТ УрГУПС

Колледж железнодорожного транспорта
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Уральский государственный университет путей сообщения»
(КЖТ УрГУПС)

Личный кабинет студента
и преподавателя
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
ПОСТУПАЮЩЕГО

Телефон приемной комиссии:

(343) 221-25-88 (дневное отделение)
(343) 221-25-38 (заочное отделение)

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Анкета для абитуриентов

Всероссийская акция «Мы помним Ваши имена».

24.09.2018

В сентябре колледж в лице музея включился во Всероссийскую акцию эстафеты музейных экспозиций «Мы помним Ваши имена», которая проводится Учебно-методическим центром по образованию в сентябре-октябре 2018г.

 Для акции решили собрать и оформить материалы о Костенко Алексее Степановиче, который 22 года в сложные для нашего учебного заведения периоды был его руководителем. К сбору материалов подключились наши студенты.

Студенты специальности «Энергоснабжения» встретились и взяли интервью о Костенко Алексее Степановиче у Аржанникова  Бориса Алексеевича,  выпускника 1956 г. специальности «Энергоснабжение». Сейчас он профессор кафедры «Электроснабжение транспорта» УрГУПС, член Академии Электротехнических Наук РФ, Почетный железнодорожник, Заслуженный работник транспорта РФ, имеет научные труды и публикации.

Cтуденты специальности «Организация перевозок и управление движением на ж.д транспорте». провели встречу в музее колледжа с выпускниками 1967 г. по специальности «Эксплуатация железных дорог» Бисеровой Татьяной Николаевной и Сизовой Зинаидой Анатольевной и взяли у них интервью. Это преподаватели колледжа с большим педагогическим стажем работы, читают студентам спецдисциплины по специальности «Организация перевозок и управление движением на ж.д транспорте».

По материалам из архива музея оформлен стенд об А.С.Костенко.

Костенко Алексей Степанович  (1910-1990).

Алексей Степанович Костенко стоял у истоков электрификации железных дорог на Урале, он был в передовых рядах электрификаторов Пермской железной дороги. В 1932г. после окончания Киевского энергетического института инженер-электрик А.С. Костенко был направлен на Пермскую (Свердловская) железную дорогу. За сравнительно короткий срок (с июня 1932 по 1940г.) он прошел путь от прораба контактной сети ст.Нижний Тагил до заместителя начальника отдела электрификации Управления железной дороги им.Л.М.Кагановича. Ударный труд А.С.Костенко по электрификации Луньевки и Горнозаводской линии был отмечен благодарностью и денежной премией начальника ЭЧ 2 (1934).

В 1940г. его призвали в армию. В годы Великой Отечественной войны гвардии старший техник-лейтенант А.С.Костенко воевал в составе 3-й Гвардейской стрелковой дивизии на Западном, Южном, 4-ом Украинском, 1-ом Прибалтийском, 3-ем Белорусском  фронтах.  Был участником сражений под Сталинградом и Ленинградом, принимал участие в боях за взятие Кенигсберга.

За боевые заслуги он награждён двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны 2ст., медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.».

В 1946г. Алексей Степанович по путёвке Наркома Путей Сообщения вернулся на Свердловскую железную дорогу с назначением на должность заместителя начальника службы электрификации и продолжал заниматься вопросами электрификации.

В июне 1948г. А.С.Костенко был назначен начальником Свердловского электротехнического техникума железнодорожного транспорта и 3-х годичной школы машинистов электровозов, открытой при техникуме. Инженер-майор тяги, с 1952г. - инженер-подполковник тяги Алексей Степанович проработал начальником, директором техникума 22 года (до 1970 года).

На его руководство пришлись годы больших перемен в деятельности нашего учебного заведения. В связи с продолжавшейся электрификацией Свердловской железной дороги возросла потребность в специалистах-техниках среднего звена для железнодорожного транспорта. Подготовка специалистов в техникуме с 1946 г. велась по  двум специальностям: «Энергоснабжение и энергетическое хозяйство железнодорожного транспорта» и «Электроподвижной состав железных дорог». Прием учащихся в техникум увеличился до 180 человек.

Основные трудности, с которыми пришлось ему столкнуться - это весьма ограниченная учебная площадь. Техникум с 1943 г. занимал всего 14 комнат-аудиторий на 3-х этажах южного крыла здания воинской части по ул. Быкова, 34а.  Занятия проводились в 2 смены. Не было помещения для занятий по физической подготовке и спортивных мероприятий. Лабораторные работы по ряду предметов приходилось проводить в других учебных заведениях.

            «Вскоре после прихода А.С.Костенко почувствовались перемены в жизни техникума: за счет помещений, занимаемых воинской частью, расширилось общежитие, к руководству комитетом комсомола и профкомом пришли толковые честные ребята, имевшие авторитет в коллективе. Многие из учащихся того периода были люди взрослые, хлебнувшие войны, и Алексей Степанович, сам фронтовик, если не разрешал формально, то не препятствовал праздничным вечерам. Костенко был сторонником студенческого самоуправления и демократии. Но лодырей, прогульщиков, хулиганов не терпел. По вечерам он частенько приходил в общежитие, интересовался нашей жизнью, учебой, буквально выискивал очень нуждающихся студентов, старался помочь им материально. Раньше такого не было. Постепенно менялся преподавательский состав, качество преподавания, в техникуме появились «отличники». Лучшие стали получать повышенные стипендии. Выпускной вечер 1950 года прошел торжественно. Мы с теплом вспоминали прошедшие годы учебы, преподавателей и, в первую очередь, Алексея Степановича Костенко. А ему было чем гордиться: 7 из 70 выпускников получили дипломы с отличием и направлялись на учебу в институты».

(Из воспоминаний выпускника 1950г. Бориса Гейтмана). 

После длительных хождений по инстанциям вышестоящих организаций в начале 1952 г. здание войсковой части было полностью передано техникуму. Перед коллективом встали серьезные задачи - в минимальный срок привести учебную площадь здания в рабочее состояние.

Уже к осени 1953г. силами учащихся под руководством А.С.Костенко и преподавателей был выполнен большой объем работ по оснащению кабинетов и лабораторий. Под руководством мастеров производственного обучения И.А. Осьмушина и А.И. Готфрида силами учащихся было закончено строительство пристроя к учебному корпусу под учебные мастерские, построена новая кузница, закончен ремонт освободившихся помещений, отремонтированы и оборудованы актовый и спортивный залы. Начальник электровозного депо ст. Свердловск-Сортировочный Б.Е.Зиньков, как и другие руководители предприятий дороги, которые были заинтересованы в кадрах из числа выпускников техникума, с большим пониманием отнеслись к нуждам техникума. В течение короткого периода было приобретено действующее электровозное оборудование и тяговых подстанций, станочное оборудование для лабораторий и учебных мастерских. Все было передано техникуму безвозмездно.

В новом  учебном году стало возможным увеличение плана приема учащихся до 210 человек, а в 1954 году - до 300 человек.

По оценке Главного управления учебными заведениями, Свердловский электротехнический техникум уже в 1953/1954 учебном году стал одним из лучших среди техникумов Министерства путей сообщения по всем показателям работы.

Но в 1956г. на долю А.С.Костенко и коллектива техникума выпали новые испытания – МПС приняло решение на учебно-технической базе техникума разместить открываемый в Свердловске Уральский электромеханический институт инженеров транспорта (УрЭМИИТ). Период совместного сосуществования двух учебных заведений оказался сложным и ответственным. Пришлось пересмотреть всю организацию учебно-воспитательного процесса, контингента учащихся и преподавательского состава. Несмотря на эти испытания, коллектив и начальник техникума А.С.Костенко отстояли своё право «быть» и обучать квалифицированных специалистов со средним специальным образованием для железнодорожного транспорта.

В начале 60-х годов институт постепенно освобождает занимаемые площади техникума и для коллектива Свердловского техникума железнодорожного транспорта  (название с1962 г.) начинается новый виток больших качественных перемен. Алексею Степановичу вновь пришлось подбирать сотрудников, преподавателей, воспитателей (в 1960г. по соседству с учебным корпусом было запущено студенческое общежитие на 400 мест), создавать лаборатории, кабинеты, оснащать мастерские. С 1960 г. кроме вечернего в техникуме начало действовать ещё и заочное отделение.

В 1962г. в техникуме открыты отделения «Эксплуатация железных дорог», «Эксплуатация и ремонт вычислительной техники/счетных и счетно-аналитических машин (ЭиРССАМ)».

В 1965г. произведен первый набор студентов по специальности «Радиосвязь и радиовещание на железнодорожном транспорте».

В 1967 г. сдано в эксплуатацию 2-ое общежитие  на 515 мест по ул. Лермонтова,4.

В 1970 г. коллектив Свердловского техникума железнодорожного транспорта за достигнутые высокие производственные показатели в социалистическом соревновании в честь 100-летия со дня рождения В.И.Ленина награжден Почетным дипломом Министерства путей сообщения и Центрального комитета профсоюза работников железнодорожного транспорта. В этом большая заслуга директора А.С.Костенко и его заместителя по учебной работе Д.Ш.Шлюгера, которые более 20 лет вместе стояли у штурвала учебного заведения.

 За время работы на СвЖД и будучи руководителем техникума (ныне Колледжа железнодорожного транспорта УрГУПС) с 1948 по 1970г. Алексей Степанович Костенко внёс личный весомый вклад в развитие процесса электрификации Свердловской магистрали и в подготовку квалифицированных специалистов среднего звена для транспортной отрасли. Его добросовестный труд отмечен ведомственными наградами Министерства Путей Сообщения: нагрудными знаками «Ударнику Сталинского призыва, «Почётному железнодорожнику» и именными часами.

 

Информацию подготовила руководитель музея Л.В.Пермикина    

25.09.2018г.