28 апреля 2023 года на базе КЖТ УрГУПС состоялась II Международная научно-практическая конференция «Нет преград человеческой мысли. Повышение престижа профессии «Педагог СПО»», посвященная году педагога и наставника в России, проведенная совместно с УМЦ ЖДТ г. Москва.
Организационный комитет Международной научно-практической конференции:
- Панова Надежда Сергеевна – директор КЖТ УрГУПС, председатель.
- Клестова Элеонора Николаевна, заместитель директора КЖТ УрГУПС по методической работе, заместитель председателя.
- Недбаева Ирина Алексеевна, заместитель директора по редакционно-издательской деятельности ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте» г. Москва.
- Абрамова Надежда Викторовна, начальник управления дополнительного профессионального образования и образовательных технологий ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте» г. Москва.
- Глебов Владимир Владимирович, заведующий заочным отделением КЖТ УрГУПС, отделением первого курса, ПЦК математики, преподаватель высшей категории.
Конференция проводилась в дистанционном формате с использованием облачной платформы BlackBoard.
В работе конференции приняли участие более 50 обучающихся и преподавателей железнодорожных техникумов и колледжей России, Беларуси, Узбекистана:
1) Минский государственный колледж железнодорожного транспорта имени Е.П.Юшкевича;
2) Оршанский колледж – филиал учреждения образования «Белорусский государственный университет транспорта;
3) Ташкентский железнодорожный техникум;
4) Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет путей сообщения» в г. Улан-Удэ;
5) Новосибирский техникум железнодорожного транспорта – структурное подразделение Сибирского государственного университета путей сообщения (НТЖТ – СП СГУПС);
6) Пензенский техникум железнодорожного транспорта - филиал Самарского государственного университета путей сообщения;
7) Тихорецкий техникум железнодорожного транспорта - филиал ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения»;
8) Воронежский филиал Ростовского государственного университета путей сообщения;
9) Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» в г. Ртищево;
10) Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Орехово-Зуевский железнодорожный техникум имени В. И. Бондаренко»
Основными целями конференции были: обмен информацией, опытом и достижениями на всероссийском и международном уровнях; повышение публикационной грамотности и активности педагогов и студентов; установление профессиональных и дружественных контактов.
На конференции были заслушаны доклады педагогов и студентов, содержащие информацию:
- о системном подходе к трансформации педагога СПО в ХХI веке;
- о роли педагога в воспитании молодежи в современном обществе;
- о роли мастера производственного обучения в системе СПО;
- о престиже преподавателя среднего профессионального образования.
В результате сделаны выводы о том, что средняя профессиональная школа занимает важное место в системе образования России, профессия «педагог СПО» незыблема на все времена, современное общество требует квалифицированных и компетентных педагогов.
Основными целями конференции были: обмен информацией, опытом и достижениями на всероссийском и международном уровнях; повышение публикационной грамотности и активности педагогов и студентов; установление профессиональных и дружественных контактов.
Конференция показала, что престиж профессии педагога СПО в современной социальной ситуации нельзя охарактеризовать одним словом - «низкий» или «высокий».
Престиж - многостороннее явление: 1) это сравнительная оценка обществом социальной значимости различных объектов; 2) это функциональная важность профессии; 3) это степень уважения, признания, которым пользуется конкретный человек как представитель той или иной профессии; 4) это самоценное качество, предопределяющее выбор личностью той или иной профессии. Основываясь на данных определениях, можно резюмировать, что престиж - это объективно субъективная характеристика. Престиж профессии педагога СПО определяется как взаимодействие общественных оценок и субъективного мнения о профессии самих преподавателей.
Педагогическая деятельность преподавателей СПО подразумевает постоянный процесс переосмысления, оценки, переноса известных идей и педагогических технологий в новые условия, что вызвано статусом образовательного учреждения, реализующего программы среднего профессионального образования.
В процессе педагогической деятельности преподаватель решает две задачи: педагогическую и функциональную.
Педагогическая задача возникает каждый раз, когда нужно перевести студентов из одного состояния в другое: приобщить их к определённому знанию, сформировать умения и навыки.
Функциональные задачи связаны с инструментарием педагогического воздействия. Результатом деятельности преподавателя в этом плане являются лекции, семинарские занятия, консультации, практические и лабораторные занятия, в процессе которых осуществляется воздействие на обучающегося и управление его деятельностью.
Это позволяет говорить о том, что конференция имела практическую ценность для развития функциональной грамотности педагогов СПО.
По итогам конференции 15.04.2023 года будет издан электронный сборник материалов конференции «II Международная научно-практическая конференция «Нет преград человеческой мысли. Повышение престижа профессии «Педагог СПО»», г. Екатеринбург, 2023 год, и направлен всем участникам на электронные почты с сертификатами, дипломами, благодарственными письмами.