Команда преподавателей и студентов Уральского государственного университета путей сообщения, разработавшая проект «Right of way» в пригородном сообщении, вошла в число финалистов конкурса «Новое звено».
Идея, предложенная авторами, даёт возможность прогнозировать пассажиропоток и проводить диагностику существующей схемы транспортного обслуживания населения.
В состав команды, которая разрабатывала новый механизм, вошли: старший преподаватель кафедры «Станция, узлы и грузовая работа» УрГУПС Ксения Герасимчук, доцент кафедры общенаучных дисциплин Тюменского филиала УрГУПС Ольга Смирнова, а также студенты Тюменского филиала вуза Екатерина Ухалова и Дмитрий Вугин.
Как рассказала руководитель проекта Ксения Герасимчук, вопрос прогнозирования пассажиропотока в пригородном сообщении в наши дни очень актуален.
– Процент тех людей, кто использует автомобили, в большинстве регионов России растёт год от года. Из-за этого в некоторых крупных городских агломерациях формируется непростая экологическая ситуация, – отмечает собеседница. – К тому же остаётся нерешённой проблема заторов на дорогах – как в городе, так и на подъездах к нему. Изучив опыт зарубежных стран, можно сделать вывод, что использование железнодорожного транспорта в пригородном сообщении более эффективно в сравнении с автомобильным. Железнодорожные составы позволяют перевозить больше пассажиров, при этом они более экологичны и безопасны. Между тем внушительный объём финансовой поддержки из федерального бюджета не решил существующие проблемы в пригородном сообщении. По-прежнему актуален вопрос определения потенциального пассажиропотока для выбора схемы его дальнейшего обслуживания с учётом взаимодействия с автомобильным транспортом.
По словам авторов проекта, при разработке перед ними стояла цель – создать алгоритм идентификации географических районов тяготения к железнодорожным станциям и остановочным платформам пригородного сообщения. В качестве примера они взяли конкретный участок в Тюменской области – направление Тюмень – Вагай – Ишим. Студенты провели в этом регионе ряд исследований.
– Прежде прогнозируемый пассажиропоток определялся с помощью регрессионного анализа по ретроспективным данным: специалисты брали статистику за предыдущие периоды, – прокомментировала Ксения Евгеньевна. – В нашем же проекте предпринята попытка реализовать другой подход: проанализировать конкретное население в определённом месте – его структуру, численность, возраст, занятость, необходимость поездок и прочие параметры. Мы предлагаем выполнить расчёты по фактической численности проживающих в населённых пунктах в районе тяготения жителей к остановочным пунктам, то есть определить потенциальный пассажиропоток с учётом пригородного сообщения, движения поездов дальнего следования и автобусного сообщения. Есть регионы, близ которых нет доступа к железной дороге. Но, если наладить автобусное сообщение с ближайшей железнодорожной станцией, это позволит увеличить численность пассажиров в электропоездах.
Проект может стать отличным подспорьем для пригородных пассажирских компаний и региональных подразделений областных администраций, формирующих региональный заказ на пригородное сообщение. Разработанный алгоритм даст специалистам возможность определить на конкретном направлении потенциальный пассажиропоток, провести диагностику существующей схемы транспортного обслуживания в регионе и при необходимости разработать новую.
Евгения Гусева
«Гудок»