Период с 14 по 16 мая насыщен событиями: совещания, обсуждения, пленарные дискуссии, обмен мнениями… В Уральский государственный университет путей сообщения приехали проректоры по воспитательной работе из железнодорожных вузов России, чтобы поговорить о самом главном – о современной молодежи как о будущем нашей страны.
Ректор УрГУПС А.Г. Галкин поприветствовал гостей: «Уважаемые коллеги! Очень ценно, что у нас есть возможность пообщаться, обсудить общие проблемы, разработать проект решения с коллегами из железнодорожных вузов России, вузов Екатеринбурга и Свердловской области. В начале июня на Совете ректоров транспортных вузов России все принятые решения и поставленные задачи будут вынесены на обсуждение ректорского корпуса. Успехов вам и плодотворной работы!».
Начальник отдела учебных заведений Росжелдора В.В. Царицынский призвал коллег «снять галстуки» и отвлечься от протокольной темы: «Давайте больше говорить не о своих успехах, а о проблемах и вопросах, которые сейчас особенно актуальны. Все мы работаем «в поле», со студентами, и должны реально решать определенные трудности и находить выход из всех ситуаций». Владислав Викторович выступил с общей презентацией о вузах Росжелдора, которые ведут подготовку для предприятий компании ОАО «РЖД» и экономики соответствующих регионов, подвел итоги по качественным и количественным показателям деятельности университетов. Девять железнодорожных вузов, 51 филиал ВО и СПО, 138 000 обучающихся, 73 000 студентов ВО и 65 000 студентов СПО, 18 000 ППС – это действительно масштабно!
Тематика съезда была посвящена инновационным подходам в работе с молодежью в вузах. Каждый проректор по воспитательной работе сосредоточил свое внимание на какой-то определенной теме, поделился историями проектов и опытом в реализации той или иной деятельности, обозначил свой круг проблем или вопросов. Организатор мероприятия – начальник управления по воспитательной и внеучебной работе УрГУПС Е.А. Романова рассказала о мониторинге, который проводится в УрГУПС в три этапа: для только что поступивших, промежуточный мониторинг и «выходной» - перед выпуском. Проанализировав полученные данные, Елена Александровна отметила положительную динамику во всех сферах воспитательной деятельности: вовлеченность студентов во внеучебную работу, развитие патриотического самосознания, правильные жизненные ценности и установки, отказ от вредных привычек и т.д. «Очень важную роль играет создание в вузах необходимых условий, возможностей, направленных на формирование определенных компетенций», - отметила она.
Проректор по воспитательной работе и работе со студентами ДвГУПС Ю.А. Тюрина в своем выступлении обобщила системные аспекты, которые характерны для всех железнодорожных вызов, подробно остановилась на инструментах и механизмах реализации воспитательной деятельности, отметила актуализацию научного подхода в воспитательном процессе современного вуза.
Проректор по воспитательной работе ИрГУПС В.В. Михайлов посвятил свой доклад опыту патриотического воспитания в своем университете, рассказал про деятельность студенческих строительных отрядов. «Молодежь и патриотизм – это и есть серьезный вызов современности», - констатировал он.
Подхватил «эстафетную палочку» проректор по воспитательной работе и связям с производством ПГУПС П.К. Рыбин, поделившийся историей строительных отрядов. Петр Кириллович рассказал о круглогодичном отряде проводников «Смена» как о коллективной форме профессионального обучения и воспитания студентов.
Проректор по воспитательной работе и социальным вопросам СамГУПС М.А. Гнатюк акцентировал внимание коллег на критериях воспитательной работы и предложил коллективно разработать ключевые показатели. «Воспитательная работа – это колоссальный каждодневный труд всего коллектива вуза, включая преподавателей, администрацию, кураторов, деканов… Это комплексная и системная работа», - подчеркнула проректор по воспитательной работе и социальному развитию СГУПС М.В. Самардак. Она отметила одну из проблем в воспитательной деятельности, касающейся совмещения учебного процесса и внеучебных мероприятий.
Проректоры по воспитательной работе ОмГУПС и РГУПС – Ю.Н. Хмельницкий и Е.Г. Шепилова – поделились опытом организации волонтерского движения в своих вузах, отметив, что волонтерство является инструментом нравственно-патриотического воспитания студентов.
В ходе панельной дискуссии было выявлено немало сложностей и проблем: финансирование проектов, материальная поддержка студентов, цифровое поколение Z и его особенности, отход от традиционной системы ценностей у современной молодежи, вопросы контроля студентов в общежитии, строгость дисциплины и свобода, субъект-субъектное взаимодействие… Все проректоры с интересом вступали в обсуждения, задавали друг другу вопросы, перенимали и делились опытом. Дружественная и рабочая атмосфера царила весь день – и если бы не регламент, то пленарная дискуссия точно бы не прекращалась до самого позднего вечера.
Своим опытом поделились и коллеги из вузов Екатеринбурга. Например, большой интерес вызвало выступление заведующего кафедрой «Организация работы с молодежью», доктора педагогических наук, профессора УрФУ А.В. Пономарева, который подробно остановился на воспитательной концепции своего вуза и рассказал о модели выпускника УрФУ, включающей набор определенных ценностей, личностных качеств и компетенций. «Какой он, современный студент? Он принадлежит к поколению мейнстрима, воспринимает краткую и наглядную информацию перекусочными порциями, не может без социального взаимодействия, уверен в собственной исключительности и в возможности быстрого и легкого успеха, стремится к саморазвитию», - определил Александр Владимирович.
Своим опытом в организации воспитательной работы поделились и коллеги из УрГПУ и УГМУ: В.А. Середа рассказал о структурно-функциональной воспитательной модели УрГПУ и о всероссийском проекте «Живая история», а А.С. Гончарова – об уникальных проектах волонтерского движения медицинского университета.
Насыщенные пленарные заседания сменились визитом в уникальную лабораторию УрГУПС – фаблаб, знакомством с деятельностью команды «Формула студент USURT», увлекательным мастер-классом по созданию авторских изделий из стекла, экскурсией по прекрасному Екатеринбургу, посещением Детской железной дороги.
«Образовательный процесс без воспитания – то же самое, что тело без души», - прозвучало во время пленарного заседания известное высказывание, ставшее лейтмотивом съезда проректоров.
Анастасия Кириллова, фото Николая Симакова