Наука

ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

МПБ - микропроцессорная путевая блокировка без промежуточных сигнальных точек

Микропроцессорная путевая блокировка без промежуточных сигнальных точек является функциональным аналогом релейной полуавтоматической блокировки (ПАБ) или автоблокировки (АБ) без промежуточных сигнальных точек в зависимости от наличия контроля свободности перегона. 

Цель создания МПБ - перевод релейных систем ПАБ на микропроцессорную элементную базу с сохранением правил управления устройствами СЦБ и действий дежурного по станции при обеспечении требуемой степени безопасности и безотказности, а также возможность оборудования малодеятельных участков диспетчерской централизацией (ДЦ). 

Микропроцессорная путевая блокировка состоит из двух одинаковых полукомплектов, размещаемых на прилегающих к перегону станциях. Каждый полукомплект включает в себя: - базовый блок контроллера (ББК) СЦБ с программой, реализующей логику полуавтоматической блокировки с сохранением всех зависимостей для осуществления передвижений по перегону; схемы увязки существующей централизации с контроллером. 

Информация о поездной ситуации на перегоне поступает от системы контроля свободности участков пути методом счета осей (ЭССО). Аппаратура ЭССО устанавливается на одной из прилегающих к перегону станций. Внутренней схемой контроллера реализован безопасный ввод и вывод дискретного состояния объектов контроля и управления. Передача и прием блок - сигналов и информации от НЭМ осуществляются с уплотнением по безопасному протоколу. Для связи контроллеров между собой могут быть использованы: физическая линия СЦБ, магистральная линия связи, волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС) или радиоканал. Длина физической линейной цепи без применения каналообразующей аппаратуры может составлять до 20 км для воздушных и кабельных линий СЦБ или до 30 км для магистральных кабелей связи (МКС). При использовании каналообразующей аппаратуры максимальная длина перегона будет определяться характеристиками канала, используемого этой аппаратурой. При отсутствии физической линии между станциями для передачи информации может быть использован радиоканал. Безопасность обеспечивается программными и аппаратными средствами на основе самодиагностики, кодирования информации и применения самопроверяемых схем. 

Экономическая эффективность внедрения

  • Сокращение затрат на капитальное строительство, монтаж и обслуживание постовых устройств, сокращение расхода реле с 60 до 4 на 1 перегон.

  • Использование радиоканала позволяет исключить физическую линию, тем самым снизить эксплуатационные расходы и потери от хищений медьсодержащих материалов.

  • Использование для контроля свободности перегона системы ЭССО позволяет обеспечить безопасность движения поездов, контролировать перегон с любым, вплоть до нулевого, сопротивлением балласта, сократить расход кабеля и радикально снизить эксплуатационные расходы, требовавшиеся для рельсовых цепей.

  • Возможность оборудования малодеятельных участков ДЦ и упрощение стыковки с ДЦ, особенно с микропроцессорными ДЦ нового поколения.